Если вы любите музыку, но ещё не знаете, чем заняться в пятницу вечером, смело идите в Астраханский оперный театр! 14 октября единственный концерт в нашем городе даст блестящий альтист из Санкт — Петербурга Алексей Людевиг, ученик Башмета, выступающий с лучшими оркестрами в лучших залах мира. Наш корреспондент встретился с ним перед концертом.
Астрахань — музыкальный город?
Писатель Евгений Гришковец, узнав, что на его спектакль в Астраханском ТЮЗе продали мало билетов, сказал журналистам на пресс-конференции, что Астрахань — не театральный город, нет здесь у театров своих зрителей. Поэтому я и решила заранее узнать у Алексея Людевига, музыкальный ли у нас город.
Как выяснилось, он понятия не имеет, все ли билеты распроданы, и думает только о репетициях с оркестром, специально приехал практически за три дня до концерта. Спрашиваю: «Алексей Алексеевич, а вы не собираетесь дать в нашей консерватории мастер-класс? Кстати, вы знаете, что альтист Хамит Алиев из оркестра Мариинского театра — выпускник нашей консерватории?»
Удивляется: «В Астрахани есть консерватория?! Я не знал… Об Алиеве слышал…». Говорю : «Ну, ничего, наверняка все консерваторские придут на ваш концерт!». Маэстро отвечает: «А вы думаете, что они знают о моём приезде?». Так что музыкальный ли город Астрахань, мы узнаем только на концерте.
У гостей города журналисты обычно спрашивают, где они побывали, как им Астрахань, куда собираются пойти. Алексей Людевиг в Астрахани впервые, но видел город только из окна машины. Замечает, что его обычный маршрут в любом городе: отель — концертный зал — аэропорт. В общем, музыка для Алексея Людевига, как он говорит, «смысл и образ жизни». Города для него отличаются друг от друга только тем, что в одних хорошо звучащие залы, в других — не очень. Хорошо бы наш зал оказался хорошо звучащим.
Спрашиваю: кому бы он порекомендовал пойти на свой концерт и почему его не стоит пропускать? «Всем, кто любит хорошую музыку! На концерте же будет звучать музыка в разных жанрах. Программа так и называется «От барокко до рока».
Любимый композитор у альтиста, конечно, Бах. Ну а рок — увлечение юности: как и все музыкальные мальчишки, Алексей бредил ансамблем «Битлз». И вот на этом концерте два, казалось бы, противоположных направления соединятся. Так что маэстро выступит, как он говорит, в «трёх ипостасях»: как дирижёр, альтист и рок-музыкант.
Поэтому с ним два альта: старинный, 17 века, и электронный. Об альте музыкант говорит как о живом существе. Он беспокоится, например, что в Астрахани его верный спутник раскапризничается, всё-таки смена климата… Как хорошо, что и у нас похолодало! Может быть, альт не почувствует перемен? Хочется услышать голос, звучавший и в 17 веке.
У нас на концерты с партитурами не ходят
А как в других городах с любовью к классической музыке? «Сейчас очень сложно собрать зал везде, — говорит музыкант, — на концерты классической музыки многие перестали ходить. И это объясняется не только финансовым кризисом. Это и душевный кризис. У людей появилась апатия. Но в целом у тех, кто не изменил музыке, проснулся интерес к альту благодаря моему учителю, Юрию Башмету. Альт сейчас популярен. У музыкантов, много гастролирующих по миру, обычно спрашивают, чем отличаются наши зрители от зарубежных. Отличий, оказывается, масса. В США, Испании, Италии публика более темпераментная, могут начать аплодировать не после окончания произведения, а когда нравится, и ничего страшного маэстро в этом не видит. Хотя высший класс, на его взгляд, когда некоторое время после последних аккордов в зале тишина — так потрясает иногда зрителей исполнение классики. Припомнил он и то, что в Германии, например, публика, глубоко чувствующая классику. Всё же люди поколениями воспитывались на музыке предков — Бетховена, Баха, Моцарта. Могут там прийти на концерт и с партитурой исполняемого произведения. У нас на концерты с партитурами не ходят!
Спрашиваю у маэстро, стоит ли приглашать на концерты классической музыки друзей, которые уверяют, что у них нет ни активного, ни пассивного музыкального слуха? Отвечает, что наличие или отсутствие музыкального слуха для восприятия классической музыки, которую очень полезно слушать всем, не имеет значения. Оказывается, у гениального Чайковского не было абсолютного музыкального слуха, а какую музыку он писал! Поэтому на Западе на концерте можно встретить и взрослых людей, которые делают только первые шаги в музыкальном мире и совершенно не стесняются этого, как у нас. Музыкант рассказал, как однажды на концерт во Франции, где он, кстати, жил несколько лет, пришли люди в рабочей одежде, в сапогах с комьями земли. А исполнял он Шнитке, не самую лёгкую для восприятия неподготовленных зрителей музыку. Так вот после концерта фермеры подошли его поблагодарить. Один из них сказал: «Наверное, я ещё не дорос до этого сочинения, но я понял, что это великая музыка!»
Почему маэстро всё-таки вернулся в Россию (уехал он из СССР в 1989 году), а не остался жить на Западе? Говорит: «Одно дело быть туристом, всё воспринимается иначе, и совсем другое — постоянно жить в чужой стране. Там тебе часто дают понять, что ты чужой, мигрант. Особенно это чувствуется во Франции. Там живут очень гордые люди!»
О фехтовании, айкидо и альтисте Данилове
В Интернете о гостях города можно прочитать сейчас всё. Так что иногда уже и не знаешь, о чём спрашивать — почти всё уже спросили… Уже в три года Алексей знал, что будет альтистом, как папа. В юности сравнения с отцом мешали. А потом он понял, что у отца свой голос, а у него — совершенно не похожий.
Музыкантов такого уровня обычно считают людьми утончёнными, далёкими от спорта. А он всегда занимался спортом, да каким — фехтованием, айкидо, карате… Наверное, это форма самозащиты от агрессивного мира… Бросил карате, когда педагоги попросили беречь руки, да и неудобно стало приходить с перебитыми руками на занятия… Но шантрапа из подворотен теперь его обходила. Сын у маэстро тоже музыкант, скрипач, учится в Израиле. Спрашиваю, а почему же он учится не в России? Изумляется: «Вы и это знаете?! И где об этом написано? Да, в Израиле… Сейчас хорошая скрипичная школа есть везде, кроме России. Преподаватели разъехались по свету».
В соцсети маэстро заглядывает редко, в Фейсбуке его нет. Завёл страничку ВКонтакте, чтобы быть в курсе дел учеников. Он преподаёт и в консерватории, и в колледже — чтобы была преемственность. Изумляется: «О чём они там пишут!». Убеждена, от него ученики никуда не уедут.
Последние вопросы, конечно, о нашумевшем в 80-е годы романе Владимира Орлова «Альтист Данилов» и о столь же нашумевшей поездке оркестра Мариинского театра в Сирию в разгар боевых действий.
— Вас часто спрашивают о том, как вы относитесь к альтисту Данилову?
— Постоянно спрашивают! Очень нравится этот роман! Он тоже вызвал интерес к альту. На меня даже выходил один из продюсеров, предлагали сыграть Данилова в фильме, который хотят снимать по роману. Я согласился. Но пока, наверное, не лучшие времена для съёмок.
— А в Сирию на гастроли вас не приглашали? Поехали бы?
Качает головой: «Нет! Я слышал, что и не все музыканты знали, куда и зачем они летят. Отказались бы — потеряли работу. Вместо них полетели бы другие».
Я думаю, что альтист Данилов тоже отказался бы от этой поездки…
Когда же все оставят сирийцев в покое? И уж, конечно, им сейчас не до музыки. Музыка возрождает, развивает, но там, где убивают, ей не место.