28 мая новый балет будет представлен на суд зрителей Астраханским театром оперы и балета. Никогда ранее балет не была показан ни на одной сцене мира и появится он впервые на астраханской сцене в год 655-летия величайшего иконописца.
Проект направлен на приобщение населения к истории Руси, патриотическое воспитание детей и молодёжи, а также усиление туристической привлекательности региона. Уже сегодня балет «Андрей Рублев» можно назвать премьерой мирового значения. Наш корреспондент побывал на встрече епископа Ахтубинского и Енотаевского Антония с коллективом Астраханского государственного театра опера и балета.
В зале - полная тишина. Артисты ловят каждое слово духовного пастыря. Сюда они пришли за знаниями о той эпохе, которая породила великого игумена земли русской - преподобного Сергия Радонежского и множество его учеников и последователей. Среди них - гениальный иконописец Андрей Рублёв с его " Троицей". Перед солистами Астраханского театра оперы и балета владыка Антоний, как книгу, разворачивает картину Руси начала XV века. Страну раздирают княжеские междоусобицы. Набеги татар, голод и мор преследуют народ... Монахи называют этот период " золотым веком" русской святости - в такой кризисный переломный момент для нашей страны миру явились удивительные подвижники духа. Передать ту атмосферу, необыкновенные характеры требуется особое мастерство, считает епископ Ахтубинский и Енотаевский.
«Очень важно, когда мы берёмся за такой исторический контекст, подойти к нему с осторожностью, я бы сказал, с целомудрием. Очень важно, чтобы искусство, в данном случае - балет, послужил именно этим мостом, который бы соединил историю, культуру и наше время. Должно получиться нечто такое, что заставит нас посмотреть в небо», - говорит епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний.
Идея создания балета " Андрей Рублёв" пришла к художественному руководителю балета Константину Уральскому лет десять назад. Однако потребовалось время, чтобы она созрела в душе, а неясные образы приобрели четкие очертания. Благо рядом - коллектив единомышленников. И ничего, что пока в далёком Чикаго театральный художник Никита Ткачук. Зато воплощаются в жизнь задуманные друзьями декорации. Задник сцены - в интерьере храма - будет выглядеть, как заштукатуренная стена с фресками Рублёва, переходящими вверх, в облака, в иную, небесную ипостась. Деревянные мобильные модули, напоминающие скаты русских теремов или изб.
«Очень точное попадание именно в эпоху русского государства, Руси того времени. У нас на сцене течёт настоящий ручей. Один из образов спектакля - это ручей, в котором отражаются небеса, ручей, который несёт свои потоки по земле, несёт жизнь. С водой многое связано в русской культуре и христианстве. Течет вода - артисты с ней взаимодействуют и заходят в ручей, умываются из ручья», - рассказывает художественный руководитель балета, главный балетмейстер Астраханского государственного театра оперы и балета Константин Уральский.
Репетиции, короткая передышка - и вновь на сцену. Движения и музыка - появляется рисунок танца. Тема средневековой Руси, суровой и аскетичной, проходит через всю оркестровую партитуру. Исполнитель главной роли Антон Пестехин себя не жалеет. Для того, чтобы войти в образ, признаётся солист балета, он даже ездил в Москву в Третьяковку, где долго стоял у рублёвской " Троицы".
«Самое сложное - это, конечно, передать его одухотворенность, его творческий поиск. В принципе, искусство мы передаем эмоциями, в основном, пластикой. Тут ещё сложнее. Даже нужны не эмоции, а вот показать, что этот человек был одарённым. Смог этим воспользоваться и создать прекрасные произведения. Вот это, конечно, тяжело и получится - не получится, ещё неизвестно», - говорит солист балета, исполнитель роли Андрея Рублёва Антон Пестехин.
Три ангела вокруг стола - Мир, Согласие, Любовь - вот к чему подводил современников Андрей Рублёв. И ни в ту, ни в нашу эпоху нет призыва более важного, более созвучного времени. А вот труд целого коллектива в создании мирового шедевра оценит зритель.