Театр юного зрителя – одно из любимейших мест культурного досуга астраханцев. Начав свою богатую историю в 1933 году, театр продолжает радовать своих зрителей и сегодня. В широком репертуаре есть спектакли как для детей, так и для взрослых – от классики до современной драматургии. В 2017 году художественным руководителем ТЮЗа стал заслуженный артист России Сергей Владимирович Тараскин. Наша редакция решила немного отвлечься от темы коронавирусной пандемии и поговорить об искусстве. Хотя и темы самоизоляции непременно коснёмся, ведь сейчас артисты находятся в отпуске. Мы думаем, что многие дети, а также их родители с нетерпением ждут, когда театр вновь откроет свои двери.
Здравствуйте, Сергей Владимирович! Каждому человеку хочется найти своё дело, реализоваться. Художественное руководство театром – это тяжелая ноша или, скорее, полёт души?
Сложный вопрос. Безусловно, ближе к полёту души. Тяжёлой ношей можно назвать административную составляющую. Чтобы ноша не была тяжёлой, необходима команда. Команда, которая тебя понимает, которую ты понимаешь. Тогда можно преодолеть всевозможные преграды. Вместе со сменой художественного руководителя произошла и смена директора. Процесс формирования команды ещё идёт. «Двигатель» в перспективе должен работать, как часы. Я уверен, что в будущем всё сложится. Сотрудники театра – это люди самоотверженные и влюблённые в своё дело. На этом строятся взаимоотношения в нашей среде.
А возвращаясь к полёту души?!
Полёт души… С точки зрения творческой составляющей это определение как нельзя лучше описывает происходящее. Хочется, чтобы это состояние длилось как можно дольше, бесконечно. Не всегда, правда, получается. Иногда приходится приземляться. Но, может, это и нормально, всё постигается постепенно. Полёт души происходит, когда всё получается, когда ты видишь радость в глазах у тех людей, с которыми работаешь. Тогда рождаются символы, особое пространство, в котором позже и начинает жить спектакль. Проявляется вся красота человеческой природы. Полёт души – это когда красиво, честно…
Какую задачу Вы ставите для себя как художественный руководитель?
Я хочу, чтобы в нашем театре было интересно. Интересно тем людям, которые в нём работают и интересно тем людям, которые приходят на спектакли. В последнее время наш зритель часто сам становится соавтором некоторых проектов. Это развивает нас. Важно, чтобы ТЮЗ выходил на новые уровни.
Сейчас эпоха фильмов, компьютерных игр, интернет-контента. Театры, наверное, меняются под современные интерактивные форматы?
Хороший вопрос! Мы пробуем и современные интерактивные форматы, и классику. И то и другое имеет место быть! Соревноваться с интернетом, с фильмами не хочу. Это никуда не приведёт. Я это понял, хотя современные технологии мы внедряем, чтобы зритель обратил на нас внимание и пришёл, так сказать, полюбопытствовать. Театр не только место для развлечений. В большей степени театр – это возможность подумать, что-то принять, что-то не принять, но обязательно стать сопричастным тому настоящему действу, которое случается на сцене либо в другом пространстве ТЮЗа. Мы используем не только сцену, но и всю территорию внутри и около театра. Такие места также являются проводниками в те истории, которые мы хотим поведать зрителю.
Расскажите про ваше отношение к современной драматургии.
В плане современной драматургии мы предлагаем что-то новое по форме подачи спектакля, находимся в постоянном поиске свежих драматургических решений. Приглашаем наших зрителей – и детей. и родителей – к сотворчеству. Например, есть проекты, где мы предлагаем заканчивать истории. Также мы знакомимся с молодыми авторами, их творчеством. Впоследствии возможны постановки, если мы находим что-то интересное.
А насколько остаётся популярной у зрителя классика?
Классика актуальна всегда! Она прошла через века и остаётся нужной. Почему зритель не всегда приходит на неё?! Видимо, либо мы не всегда можем до конца расшифровать историю, либо зритель пугается, может быть, каких-то названий. Не готов над собой поэкспериментировать, подумать. Я уже говорил, что театр – это не только обслуживание каких-то «хотелок». В первую очередь, это место, где задаются вопросы, придумываются формы, раскрываются интересные истории. Достаточно часто это происходит в символичной форме. А символ – это загадка. К нам иногда стоит приходить, чтобы поработать головой. А после спектакля есть возможность поговорить, обсудить постановку.
Чем сейчас занимаются артисты? Мы видели, что они выкладывают видеосюжеты в социальных сетях. И хотя они находятся на самоизоляции, плановая работа продолжается?
Артисты занялись саморазвитием в этот период. У некоторых получается очень неплохо. И я считаю, что создание видеоблогов – это здорово. Воспринимать это стоит как некий полезный тренинг, как мне кажется. В плане интернет-общения с людьми, высказывания своих мыслей. Считать это полноценным театральным процессом, наверное, всё-таки не стоит. Специфика театра – это живое общение со зрителем. В это время транслируются совершенно другие энергии. А работа продолжается в том ключе, что мы строим планы, создаём новые проекты.
Скорее всего ваш театр готовил какие-то мероприятия ко Дню Победы. Какова их дальнейшая судьба?
Ко Дню Победы мы готовили театральный проект под кодовым названием «Тёркин». Наверное, мы его реализуем. Хотя это зависит от того, как скоро мы выйдем из режима самоизоляции. Может быть, успеем к 3-му сентября – Дню празднования окончания Второй мировой войны.
Расскажите про ваших артистов. Как взаимодействует молодёжь со старшим поколением?
Театр на 70% состоит из молодёжи. Как взаимодействуют? Находясь на сцене, молодое поколение видит, как подходят к репетициям актёры постарше. Вместе они добиваются так называемой высшей правды взаимоотношений, что и завещал нам ещё Константин Сергеевич Станиславский. Каких-то конфликтных ситуаций у нас нет. Это глупо! Каждый актёр в своём возрасте может сыграть ту роль, которая ему подходит. Тем и прекрасен театр – актёры востребованы всю жизнь. Вспомним Шекспира, который на протяжении карьеры писал пьесы для взрослеющих артистов своей труппы.
Как новые исполнители попадают в ТЮЗ?
За кем-то я наблюдаю за время их периода обучения в Колледже культуры или Консерватории. Смотрю, насколько эти актёры подойдут для нашей труппы, насколько они будут востребованы. У нас все артисты, как яркие драгоценные камни. Они самобытны, индивидуальны. Моя задача – найти такой драгоценный камень, который сможет заблистать на нашей сцене, занять своё достойное место в том ожерелье, которое создается. Кто-то приезжает из других регионов. В последнее время мы активно поездили по разным городам, побывали за границей. О нас узнали. Актёры связываются с нами, приезжают, мы знакомимся. Если кто-то подходит, вливается в состав нашей труппы. Конечно, когда есть вакантное место.
Спасибо, Сергей Владимирович. У нас ещё остались вопросы. Мы зададим их в другой день, сделаем вторую часть интервью.