Пожалуй, опера «Богема» Пуччини, премьера которой состоялась в Астраханском театре оперы и балета 22 февраля, будет одной из самых блистательных в репертуаре театра. Премьера постановки, над которой работала творческая группа из Болгарии во главе с режиссёром Ниной Найденовой, была триумфальной. Публика приветствовала участников спектакля так бурно, трепетно, как будто и исполняли оперу прославленные западные или столичные «звёзды», а не наши астраханские светила.
Сразу же после премьеры в соцсетях появились отклики зрителей : » Опера «Богема», поставленная в нашем городе, это настоящий урок любви, который проходишь вместе с артистами и выходишь из этого опыта обновлённым, окрылённым. Сегодня меня захлестнула волна эмоций. Я жила вместе с артистами там, на сцене. Поздравляю с прекрасным вечером всех, кто был на сцене и в зале!» Это замечательная постановка. Музыка, сценография, костюмы великолепны. Спасибо нашим артистам — они незабываемы».
Такие отзывы дорогого стоят. И, конечно, они не случайны, как и успех спектакля. Одна из самых тонких, пронзительных любовных опер молодого, страстного, влюблённого в то время в самую лучшую женщину композитора, соединились с энергией талантливого режиссёра Нины Найденовой и прекрасными голосами амбициозной молодёжи театра.
Кстати, исполнителя главной роли, недавнего выпускника нашей консерватории Егора Журавского, уже осенью ждёт тоже богемная , но, надеюсь, более счастливая жизнь в Лондоне. Егор выиграл зарубежный конкурс оперных певцов, и его пригласили на два года на стажировку в лондонский «Ковент Гарден.» У Нины Найденовой была в жизни тоже такая счастливая лестница — её после консерватории пригласили стажироваться в «Ла Скала», а затем она ставила спектакли во многих городах мира: в США, Италии, Франции, Австрии.
На встрече с журналистами Нина Найденова сказала, что готовилась к карьере пианистки, но потом поняла, что способна на большее и её миссия — нести свои послания людям. Главное послание «Богемы» — знание, что любовь может изменить и человека, и тех, кто рядом с ним, и их жизнь. И в Астрахани, судя по тому, как зрители приняли оперу, это послание прочитали и поняли.
Понимание своей миссии, избранничества было, как мне кажется, присуще и Джакомо Пуччини с юности. В письме своему другу он писал :»Господь коснулся меня мизинцем и сказал, что я должен писать для театра и только для театра! А недавно мне попался сюжет, в который я просто влюблён!» Композитор имел в виду новеллу Анри Мюрже «Из жизни богемы». И он, не дожидаясь окончания работы авторов либретто к опере, бросился писать музыку. И его не остановило даже то, что другой композитор, Леонковалло уже писал музыку по схожему либретто. Леонковалло, как утверждают искусствоведы, этого Пуччини так и не простил.
Но у Пуччини было оправдание — сильная и запретная любовь. Он жил в рыбацкой деревушке с женщиной, которая была чужой женой и матерью двоих детей. Его преследовали её родные, от него отвернулись родственники.. Ну чем не судьба Вронского. Спасибо интернету. Сейчас легко узнать в любой момент, о чём думал, что чувствовал прославленный музыкант, создавая свой шедевр. А вот Лев Толстой писал почти в то время, когда творил Пуччини, что его раздражает классическая музыка : он не понимает, в какое состояние и зачем его ввергает композитор.
Одно огорчает: уроки любви, предназначенные главным образом молодёжи, слушали в основном театралы с опытом жизни. Молодых лиц в театре было мало. Поэтому меня так порадовала группа почти богемной молодёжи, которая фотографировалась перед началом спектакля рядом с нашим шикарным храмом искусства. «Я впервые иду в оперный театр! Этот снимок должен храниться в нашей семье!» — театрально воскликнул кудрявый молодой человек очень похожий на Егора Журавского. Я уверена, что скоро к этим фотографиям прибавятся и другие.
В репертуаре театра достаточно прекрасных опер для уроков любви. Позднее Пуччини, так и не расставшись с любовью своей юности, напишет и «Тоску», и «Мадам Баттерфляй». Да и очень многие оперы, идущие в театре, не уступают по силе любовной страсти «Богеме». И исполнять их есть кому! Меня очень порадовала Татьяна Голова в роли Мюзетты. Хорош и убедителен был Александр Малышко в роли Марселя. И я непременно пойду ещё раз слушать «Богему», если роль Рудольфа предложат нашему прекрасному тенору Ростому Иашвили. Скоро он удивит нас в готовящейся к постановке опере «Кармен».