С 16 апреля в отечественном прокате фильм «Территория», в котором режиссер Александр Мельник пытается представить утопию реальностью. Что из этого получилось — разбиралась обозреватель ИА REGNUM Наталия Эфендиева
Для своего второго фильма Александр Мельник выбрал литературный материал почти безошибочно. Роман Олега Куваева «Территория», впервые опубликованный в 1973 году, считается лучшим из всего им написанного. Судьба этого произведения оказалась счастливой — оно выдержало несколько переизданий, было переведено на несколько десятков языков, и, став бестселлером, в 1978 году было экранизировано режиссером Александром Суриным. Сценарий к фильму тогда сочинил сам писатель. Он убрал множество линий, сосредоточив сюжет вокруг главного героя — Ильи Чинкова. В 2010 году режиссер Александр Мельник решил создать новую киноверсию романа, тем самым попав в десятку с выбором темы: за последние несколько лет интерес ко всему советскому резко повысился, местами даже горячечно. Советское прошлое нынче предпочитают идеализировать, без глубокой рефлексии и подробных размышлений. Режиссер Мельник с этой траектории не смещается, следуя заданным маршрутом.
Новая «Территории» полна ошеломительной, потрясающей красоты. Прекрасной природе противостоят такие же прекрасные герои — мужественные, благородные, умные и отважные. Антигерои тоже водятся, в небольшом количестве и на экране возникают ненадолго. Женщины — нежны, женственны, некоторые беззащитны, и тоже, в общем-то, отважны. Что и говорить — Александр Мельник собрал превосходный актерский состав, получил технику для проведения масштабных съемок, а также поддержку нескольких министерств и предприятий холдинга «Росгеология». Однако распорядиться удачно такими возможностями вышло лишь отчасти. Как и в случае с литературным материалом.
Александр Мельник и Михаил Александров, по всей видимости, пытались вместить в сценарий гораздо больше информации, чем позволял хронометраж в 157 минут. Использовался не только романный текст, но также дневниковые записи Олега Куваева и отдельные мотивы повести «Птица капитана Росса». Из-за громадного объема и большого количества героев фильм становится похож на лоскутное одеяло. Линии целой вереницы персонажей на развитие сюжета либо влияют несущественно, либо и вовсе его тормозят. Заявки на развитие той или иной ситуации нередко пропадают всуе. Например, в прологе фильма авторы отправляют обнаженного Баклакова (Григорий Добрыгин) пробежаться по льду за собачьей упряжкой. Ради демонстрации суровости быта и нравов геологов Крайнего Севера можно было бы придумать что-то менее изнурительное, в физическом смысле, и более изобретательное. Если же рассчитывали на комический эффект, то в целом попытка удалась. Однако в дальнейшем ничем не подкрепилась. Была возможность сочинить крепкую историю про драматичные отношения столичной журналистки Сергушовой (Ксения Кутепова), инженера Гурина (Евгений Цыганов, чье удивительное обаяние не поддается никаким сценарным промахам и огрехам) и всё того же Баклакова. Но стоит героям начать выразительно смотреть друг на друга, камера тут же перемещается в другое пространство — тундру, кабинет Чинкова, на берег реки, во льды, в министерские кабинеты и др. Работа геологов, золотодобытчиков, горных инженеров, как известно, не просто опасна, нередко все эти замечательные люди просто-таки ходят по краю. В «Территории» трагические обертона деликатно опускают. Все, кому предназначено покинуть прекрасный и суровый экранный мир, делают это за кадром. В кадре — лишь живые и, в зависимости от обстоятельств, здоровые. Не единожды сценаристы готовят зрителя к возможному драматическому разрешению той или иной ситуации и, дойдя до кульминации, делают один холостой залп за другим. Разве что закадровый голос Ксении Кутеповой сообщает о случаях гибели обитателей Поселка.
Геологи объявляются супергероями, но в противоречие с этим заявлением то и дело вступает изобразительный ряд. Спору нет — природа Крайнего Севера хороша так, что дух захватывает. Эффектные панорамы способны впечатлить, наверное, даже самых невпечатлительных. Изъян же состоит в том, что покорители бесконечных пространств выглядят крохотной частью, одним из элементов ошеломительной красоты пейзажей — хоть горных, хоть равнинных. Панорамы же повторяются и повторяются на протяжении всего фильма. Иногда к ним добавляются общие планы, на которых герои (чаще всего) преодолевают бескрайние водные пространства. Этими приемами режиссерско-операторский арсенал фактически и исчерпывается.
В интервью, которые Александр Мельник давал по поводу своей второй киноработы, он отмечал, что снимал фильм о будущем, а не о прошлом. Возможно, так оно и есть, но происходящее на экране говорит о другом. Многофигурную историю режиссер иллюстрирует достойными музыкальными композициями из советских кинофильмов. Песни, что звучат в «Территории», отвечали контексту времени, в которое они создавались, а также сюжету и визуальному ряду своих картин. Однако сейчас, учитывая культурный багаж и наши знания об эпохе, эти произведения диссонируют с экранной историей.
По своему замыслу фильм Александра Мельника о том, о чем сейчас если и заговаривают, то преимущественно с иронией и сарказмом: о подлинной созидательности человеческого труда, о том, что цели государства могут совпадать с целями отдельного человека и переплавляться в личностные устремления, о триумфе человеческой силы духа и о свободе. Мысли, заложенные в «Территории», несомненно, обладают позитивным, жизнеутверждающим посылом и это выделяет картину в массовом отечественном кинематографе последних лет. Все это так. Но режиссер так спрямляет линии движения, что реальность, им сотворенная, и вправду больше похожа на утопию, чем того, наверное, хотелось бы даже автору романа.