Пожалуй, можно сказать, что в уходящий год театра Астрахань просто забаловали гастрольными спектаклями. Впервые к нам приехал с гастролями и Санкт -Петербургский театр балета имени Чайковского. И, разумеется, театр привёз изумительные балеты Чайковского — «Щелкунчик», на который у нас уже несколько лет невозможно достать билеты, и «Ромео и Джульетта».
Интересно было сравнить два наших театра и ещё раз восхититься балетным миром, который создал в Астрахани Константин Уральский. И, наверное, не случайно наша балетная труппа сейчас, как и пять прошлых лет, на гастролях в Англии а потом её ждут Франция и Китай. Театр балета из Питера — неплохая замена для астраханских зрителей!
И вот читаю, что пишут о питерском балете в соцсетях — новом зеркале театра! «Щелкунчик» многих немного разочаровал , пишут, что наш балет, безусловно, лучше, тоньше, продуманней… Согласна. У нас чётко разделены сон и явь, ярче обозначены характеры главных героев. А вот балет «Ромео и Джульетта» захватил наших балетоманов в плен…Во -первых, оказывается, Уральский поставил спектакль по музыке Прокофьева, питерцы — Чайковского, и это совершенно разные спектакли. Наш, как мне кажется, более балетный, если так можно сказать, все движения души выражены в танце. Спектакль гостей более чувственный, земной. И нереально хороша Джульетта…
Сюрпризом для астраханцев стало то, что гости выступали с нашим оркестром, другим его составом и приглашённым дирижёром. И это тоже, видимо, эксперимент, который можно считать удавшимся. Не все зрители обратили внимание на эту замену — как будто музыканты давно выступают с этой балетной труппой! Хорошо бы этот эксперимент продолжить…Уж очень часто гастролирует наша балетная труппа…
Ещё один подарок наших театральных столиц — постановка в Астраханском театре оперы и балета спектакля «Ревизор» силами выпускников ГИТИСа. Правда, этот подарок инициирован художественным руководителем театра Валерием Ворониным. Он предложил министерству культуры РФ осуществить в театрах страны проект «Арт — про — движение, который даст возможность ансамблю выпускников театральных вузов самостоятельно ставить спектакли в театрах.До этого практиковались отдельные приглашения в театры молодых режиссёров, художников. Но в основном творческой молодёжи приходилось пробиваться на сцену самой.
Наш театр осуществил этот проект один из первых. Поставивший спектакль молодой режиссёр Алексей Смирнов,можно сказать, уже тёртый театральный калач… Стажировался в Большом театре, ставил спектакли в музыкальном театре им.Станиславского, центре Мейерхольда. У молодых художников и балетмейстеров тоже солидный творческий список.
Признаться, я не ожидала, что наши зрители примут «Ревизора» так тепло. Казалось бы, где Гоголь и где опера.. До «Ревизора» ли сейчас зрителям…Но овации, возгласы «Браво!» не смонтируешь…Очень много восторженных постов театралов о спектакле и в соцсетях. Вот только несколько : «Очень свежо, смело, порадовали!», «»Находок масса, спектакль интересный, опять удача!», «В Астрахани появилась новая звезда — Егор Журавский, он прекрасен, артистичен…» Безусловно, как сказали мне в театре, этот спектакль останется в репертуаре, но специалисты его, конечно, «дожмут».
Ну, а секрет успеха в том, что этот спектакль — современное прочтение Гоголя. Композитор Дашкевич и автор либретто Ким показали нам по сути наш мир чиновничества и нашего простого удивительного народа, который и воспроизводит его в каждом поколении по своему образу и подобию. Пока не изменимся мы — не изменятся и слуги народа.
А скоро нас ждёт в драмтеатре ещё один спектакль, поставленный студенткой ГИТИСа Викторией Коротковой , «Отель двух миров». Но хорошо, что спектакли, которые ставят на наших сценах вчерашние и нынешние студенты, практически через две — три недели уравновесят работы маститых режиссёров. Мы уже писали о том, что в ТЮЗе Наталья Ковалёва воскрешает главное детище Тургенева роман «Отцы и дети», а в драмтеатре Галина Полищук — «Героя нашего времени » Лермонтова.
Замечательно, что у нас целый год сохраняется такой творческий баланс.Всегда бы так! Всё -таки вчерашние студенты ещё учатся у коллективов театров, приютивших их, а мастера сцены учат — и артистов, и нас, зрителей. Спасибо за театральные уроки!