Наверное, астраханцы никогда не забудут Год театра. У нас он и правда особенный. Прошлый театральный сезон завершился триумфально: премьерой балета «Крёстный отец» в театре оперы и балета, театральным всероссийским фестивалем «Верю!» Ну, а новый театральный сезон начался на прошлой неделе просто феерически — такого культурного нашествия, связанного с передачей эстафеты Года театра Южному федеральному округу, Астрахань ещё не знала.
Кульминацию торжества, оперу «Руслан и Людмила», поставленную на территории кремля питерским режиссёром Георгием Исаакяном, астраханцы до сих пор обсуждают в соцсетях. Правда, уровень обсуждения и комментарии поражают не меньше оперы. Примечательно, что все спорщики сходятся в одном: оркестр театра, солисты, хор, балет безупречны и просто великолепны, а вот визуальный ряд оперы, отсылающий в 21 век (свадебный торт с сердечком, бояре, делающие селфи, богатыри с бабочками) это якобы верх пошлости и поэтому спектакль некоторых разочаровал…А спорщикам не приходит в голову, что это опера с элементами сатиры?
Накануне премьеры режиссёр говорил СМИ :» Главная тема оперы — русский дух… Это замечательная попытка посмотреть на себя со стороны со всеми нашими плюсами и минусами. Мы такие, как есть..»Вот астраханцы, видимо, посмотрели на себя со стороны и обиделись…В одном согласна с критиками оперы: спектакль с такими «приколами», как пишет один из блогеров, лучше показывать не в кремле, а на другой площадке.
Ведь, действительно, юмор и сатира разрушают то, что создаёт излишний пафос, но когда юмора слишком много, он тоже начинает разрушать…И клич «Русские идут!» уже слушаешь, поёживаясь, и начинаешь относиться с иронией к тому, чем автор восхищается…
Но блогеры, критикующие оперу за неудачный, по их мнению, визуальный ряд, пишут, что постановщики не имеют права осовременивать спектакли, вторгаться в святая святых, а вот это уже опасное заблуждение, которое может приостановить развитие наших театров. Спектакль — не застывшая фотография сцен из позапрошлых веков. Режиссёры смотрят на пьесы, написанные 100-200 лет назад, глазами своих современников, приближают их к нам.Столичные и многие региональные театры давно ставят классические спектакли с метками нашего времени и это здорово…А наши блогеры всё ещё пишут, что никогда не пойдут на спектакль, в котором герой играет в джинсах, потому что раньше джинсов не было и мужские брюки были без карманов…
Вот почему меня так порадовало то, что вместе с театральным марафоном в Астрахань приехали представители проекта «Театральная Россия», которые уже несколько лет показывают записи лучших спектаклей столичных театров в регионах страны. В кинотеатре»Иллюзион» астраханцам бесплатно показали запись спектакля областного Московского ТЮЗа «Леди совершенство» с Нонной Гришаевой в главной роли. Представитель проекта Анна Астраханцева сказала мне, что «Театральная Россия» сотрудничает практически со всеми регионами страны, были попытки заключить договор и с нашим городом, но они не увенчались успехом. Но надеюсь, что теперь эта творческая стыковка состоится и астраханцы смогут смотреть не только наши, но и столичные спектакли.