Астраханский художник Андрей Шатилов о Чернобыле, политике и искусстве

16 августа 2019 года, 11:01
0
575
Астраханский художник Андрей Шатилов о Чернобыле, политике и искусстве

В этом году американская телесеть HBO выпустила сериал «Чернобыль». В 6 сериях киноленты рассказывается об аварии на ЧАЭС в 1986 году, о ликвидации последствий, а также о судебных разбирательствах по итогам инцидента. Там присутствуют как реальные люди, так и вымышленные персонажи. Сериал подкупает отлично созданной атмосферой Советского Союза, однако вызывает много споров по поводу присутствия косвенной антироссийской пропаганды, а также некоторой «клюквы». Так, например, по версии создателей сериала ликвидаторам ящиками завозили водку. Также Припять, основанная в 1970 году и являющаяся молодым городом на момент аварии, показана в духе разрухи, свойственной другим городам и временам на постсоветском пространстве.

Астраханский художник Андрей Шатилов, известный своими оригинальными работами, написал по мотивам сериала картину «Последний секрет». Уникальность картин Шатилова в их глубоком неоднозначном смысле, а также во внимательности к деталям. Над каждой работой художника можно размышлять не один час.

Мы решили пообщаться с Андреем и узнать
его мнение о сериале, а также о смысле картины «Последний секрет».

Здравствуйте,
Андрей! Сериал оставил у Вас скорее положительное или отрицательное
впечатление?

Визуальная часть оставила положительное
впечатление, а идейная вызвала ряд вопросов. Диалоги весьма смутили, нет у нас
в речи таких обращений. Никто не называет друг друга по полному имени. Как,
например, Валентин. Это, конечно, вызывало улыбку. Можно было бы прописать
адаптированные диалоги, которые наши русские ребята озвучили бы с большей
достоверностью.

Как
художник, мы думаем, Вы обратили внимание на проработанность советского быта.
Вы считаете работу художников и дизайнеров сериала уникальной?

Что касается визуальной части фильма, то
здесь, конечно, вопросов практически не возникало, потому что все бытовые
детали были учтены с такой точностью, что позавидуют наши кинорежиссеры или
художники-постановщики. С первых минут меня поразила очень достоверная картинка,
документально настолько точная, что я даже вспомнил квартиру своей бабушки в Волжском,
и их быт начала 90-х. Обои, линолеум и прочие детали уносят в эпоху СССР. Но в
целом это не так сложно, я был вчера на блошином рынке в Подмосковье, там можно
собрать «полную картину» советского быта.

Слоган
ленты: «Узнай цену лжи», однако сериал содержит немало художественного вымысла.
Правильно ли, на ваш взгляд, такое позиционирование? Уместен ли художественный
вымысел в таких темах?

Если смотреть на слоган «Узнай цену лжи»
с учётом того, что фильм был сделан американцами, то это смешно и лицемерно. Не
им же рассуждать о лжи по данному инциденту. Художественный вымысел уместен,
когда он не работает на идеологическую машину. Этот фильм, мне кажется,
является частью общей информационной войны.

Какая
«клюква» вызвала у Вас откровенное недоумение?

Например, комическая сцена, когда к
шахтёрам приезжает министр угольной промышленности. Ребята с автоматами
охраняют министра от шахтёров, которые якобы могут на него наброситься как
звери. Я читал воспоминания некоторых из этих ребят, они рассказывали, что
министр угольной промышленности на тот момент был чуть ли не в пятом поколении
шахтёром, то есть человеком своим. Поэтому данную выдумку считаю крайне
некрасивой. Но Голливуд есть Голливуд, американские каноны требуют таких сцен.

В
Вашей работе Горбачёв замалчивает информацию о масштабе радиоактивной трагедии.
Можете ли Вы оправдать такую политику во благо имиджа Советского Союза на
мировой арене или считаете это преступлением?

В моей картине Горбачёв явился неким собирательным образом политика, который играет по своим правилам, которые не нужно знать людям. Я бы подобрал политикам такой слоган: «Не болтай». Политик смотрит вам в глаза, но на самом деле его глаза отведены в сторону. Он произносит речь, но она фильтруется через этот респиратор. Картина имеет такую ментальную подоплёку, что, например, когда у нас сейчас горят в Сибири леса и соседние страны от этого страдают, её смысл снова приобретает актуальность. Тем более, что обои на этой картине, их рисунок, можно сравнить с неким лесом. Я думаю, что политика в целом содержит немало преступлений, которые были замолчаны. И замалчивают их так грамотно, что люди даже не догадываются, насколько ужасны они могут быть.

Вы
написали картину на сохранённых советских обоях. Что для Вас лично выражает
такая основа?

Я долго думал, какой фон выбрать для
этой картины, для этого портрета. Вспомнил об этих обоях, которые я храню
давно. Именно такие обои были поклеены в моей детской комнате. На них, кстати,
я и делал первые рисунки. Получается, что они ждали своего часа, так как
идеально вписались в смысл этого портрета.

Актуальна
ли, на ваш взгляд, сегодня проблема искажения и замалчивания информации или с
развитием информационного пространства она практически сошла на нет?

Проблема замалчивания и искажения
информации в наше время актуальнее, чем когда-либо. Информации в том же
интернете становится настолько много, что человеку сложно найти правду. Для
этого надо обладать большим количеством времени, сноровки и интереса. Как раз
об этой информационной войне будет моя следующая картина, потому что тема меня
эта сильно волнует. А на данный момент, я считаю, проблема даже не в искажении
информации. О больших коррупционных преступлениях знают практически все. И в то
же время ситуация не меняется.

Что
же, пожелаем Андрею удачи. Будем с интересом следить за творчеством
талантливого художника.

Фотоматериалы к новости:

← ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД     ↑ НАВЕРХ
Поделиться в соц. сетях:
Источник: Астрахань.Ру