Тоннель между Каспийским и Черным морями: стоит ли?

03 июня 2025 года, 15:45
0
9
Тоннель между Каспийским и Черным морями: стоит ли?
Азербайджанская компания ADOG совместно с портом Зира совсем недавно представила грандиозный проект подземного канала между Каспийским и Черным морями. Идея «века» направлена на борьбу с обмелением Каспия и усиление транспортной интеграции тюркских стран. Но не все так легко и просто. По задумке, протяженность тоннеля должна составить 700 километров. Речь идет не о привычном транспортном сооружении, а о трубопроводе для перенаправления воды. Он будет основываться на разнице уровней. Напомним, что Черное море расположено на высоте примерно 27 метров над уровнем Каспийского. Буквально через месяц после официального заявления становится известно: мегапроект тоннеля столкнулся с трудностями: экологическими, политическими и финансовыми. В целом, этого стоило ожидать. Сергей Буторин, член Общественной палаты РФ и председатель Общероссийской общественной организации «Парки России», дал краткую оценку этой инициативе. По словам Буторина, когда речь заходит о крупных проектах, всегда нужно понимать: не создадим ли мы своими действиями новых проблем? За 19 лет, с 2006 года, уровень Каспийского моря снизился на 2 метра. И такая негативная тенденция сохраняется. Что будет через несколько лет - непонятно. А пока обмеление приводит к серьезным последствиям как для экосистем, так и для людей. В Астраханской области наблюдается нехватка пресной воды, порты теряют грузопотоки, каспийский тюлень и осетровые рыбы находятся под угрозой исчезновения. Все чаще в дельте Волги происходят природные пожары, которые очень тяжело остановить. К сожалению, все природные пожары происходят только по вине человека. Основные причины – это сельскохозяйственные палы, неосторожное обращение с огнем, браконьерская охота и намеренные поджоги. Причины обмеления - изменение климата, уменьшение речного стока, нерациональное водопользование и заиливание русел рек, заверили эксперты. Решение проблемы должно быть комплексным и осторожным, основанным на доверительных отношениях между странами, регионами и обществом. Проект ADOG сталкивается с множеством ограничений. В частности, экология подвергается серьезным рискам. Во-первых, соленая вода Черного моря может разрушить хрупкие пресноводные экосистемы Каспия. Некое слияние нарушит солевой баланс и занесет инвазивные виды флоры и фауны. Во-вторых, нужно учитывать непростую ситуацию на Черном море, связанную с разливом мазута. Понятно, что опасные вещества ликвидируют (или они просто залягут на дно) к моменту открытия тоннеля. Но если ситуация повторится, то загрязнятся сразу два моря. И это гигантский удар по экологии. Нужно ли нам такое? Политические и правовые аспекты также затормаживают процесс. Для осуществления проекта потребуется согласие всех государств, граничащих с Каспийским и Черным морями. А пока его нет. Россия, например, без техническо-экономического обоснования и четкого понимания возможных последствий на строительство тоннеля согласия не даст. Кроме того, вопросы финансирования остаются проблемными. Бюджет проекта не озвучен. Известно, что его стоимость может превысить 10 миллиардов единиц валюты. Но кто возьмет на себя такие расходы - непонятно. Наши коллеги из Overclockers заверили, что существует множество решений проблемы обмеления Каспия. Но вот результатов пока нет, это работа на перспективу. Будущее Каспия не заключается только в масштабном проекте, а в координации усилий, достижении баланса интересов и уважении к природе и человеку. «Общественность должна смотреть на проблему более широко, учитывая не только статистические данные, но и то, как изменения повлияют на жизни людей вдоль побережья, как это скажется на экономике малых портов, как затронет традиционные уклады и экосистемы. Нам нужен Каспий не как логистическая точка, а как экосистема, являющаяся пространством для жизни и взаимодействия. Поэтому любые решения должны приниматься в рамках сотрудничества - с участием научного сообщества, регионов и людей», - считает Сергей Буторин. Для сравнения приведем в пример ситуацию с Аральским морем, которое расположено на границе Казахстана и Узбекистана. Некогда огромное озеро обмелело на 90% от своей водной территории. Главной причиной является массовое использование воды из рек, наполняющих море. Обмеление началось в середине 20 века. Тогда активно развивалось сельское хозяйство, люди выращивали хлопок. Для хорошего урожая нужен был обильный полив. К 60-м годам на реках, которые наполняли море, были построены водохранилища. Они и стали нарушать водный баланс. С тех пор уровень воды начал падать, море стало делиться на различные водоемы. Несмотря на масштаб трагедии, предпринимались попытки вернуть хотя бы часть воды. В 2005 году в Казахстане была построена Кокаральская плотина. В результате Северный Арал начал немного восстанавливаться. Уровень моря поднялся на 10 метров, вернулась и рыба. А вот Южное море обречено. Все это очень похоже на ситуацию в Каспийском море. На Волге также построили ГЭС, которая регулирует количество воды, подаваемое в Астраханскую область (а далее и в Каспий) во время паводка. Воды в Волге все меньше, ее активно используют для сельского хозяйства. Река пересушивается, дноуглубительные работы в должном темпе не ведутся. И если проблемой не заниматься, то Каспий может исчезнуть точно так же, как и Аральское море. Считаем, что нужно не тоннель строить, а заниматься Волгой. Тогда труд принесет свои плоды. В противном случае - тотальная засуха.
← ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД     ↑ НАВЕРХ
Поделиться в соц. сетях:
Источник: Астрахань.Ру