В этом году навигация пригородного речного транспорта открылась почти на три месяца позже обычного - лишь 15 июля. Причиной стала серьёзная поломка единственного оставшегося в строю рейсового речного трамвайчика "Москва-169" и последовавший за ней капитальный ремонт.
Мы постарались разобраться в состоянии астраханского речного транспорта и выяснить, что ждёт его в будущем.
Одинокий трамвайчик
Время, когда с речного вокзала отправлялась масса пригородных рейсов в отдалённые сёла, ушло безвозвратно. Планируемый новый речной вокзал так и не был достроен, да и старый уже давно переоборудован. Из массы трамвайчиков "в живых" в Астрахани осталось только три. Два из них принадлежат ресторану "Поплавок" и используются как плавучие точки общепита, и лишь один - "Москва-169", принадлежащий транспортному предприятию ПАТП-3, используется на регулярных рейсах для перевозки дачников.
В прошлом году теплоход "Москва-169" из-за ухудшающегося технического состояния регулярно уходил на ремонты и, в конечном итоге, сломался окончательно ещё до запланированного завершения навигации. Астрахань осталась совсем без речного транспорта.
Планы и реальность
В конце прошлого года областное правительство заключило договор на постройку трёх новых судов проекта "Астраханец" на Московском судоремонтном заводе.
По планам, уже летом 2014 года они должны были выйти на линию и расширить количество населённых пунктов, охваченных пригородным речным транспортом. В частности, был запланирован маршрут до села Ильинка с остановками в Трусовском районе. Однако, в силу различных причин (по имеющейся информации - финансового характера), постройка была начала с опозданием и сейчас только один из трамвайчиков спущен на воду и находится на финальной стадии постройки. О точных сроках его выхода на рейс, как и о сроках постройки оставшихся трамвайчиков, до сих пор не сообщается.
Старый друг лучше новых трёх
В это время ПАТП-3 всё-таки выделил необходимое финансирование и долгое время простоявший на приколе трамвайчик "Москва-169" был отправлен на капитальный ремонт на Первомайский судоремонтный завод в Астрахани. В июле ремонт, включивший в себя полную замену силовой установки, проведение отделочных работ в салоне и установку дополнительных средств безопасности, был завершён, и трамвайчик снова вышел на линию.
Расписание полностью совпадает с прошлогодним: трамвайчик ходит каждый день, кроме понедельника, совершая по два рейса - утром и вечером. Обслуживаются два направления - ерик Перекатный и Пост-16, которые меняются через день.
Что дальше?
Тем не менее, будущее речных перевозок остаётся весьма туманным. Даже имеющийся речной трамвайчик пользуется спросом лишь по выходным дням. Во время прошлого нашего визита дачники составляли не более 10% от общего числа пассажиров, остальные просто приехали покататься с детьми.
Как нам удалось выяснить, во многом причина в неудачном расписании. В частности, рейс до ерика Перекатный захватывает лишь один из поливных дней и никак не состыкован с временем подачи воды. В итоге дачники вынуждены пользоваться другими видами транспорта.
Озвученные планы пуска речного трамвайчика до села Ильинка также вызывают сомнения. Несмотря на проблемы с транспортом в этом селе и в Трусовском районе, трамвайчик вряд ли будет пользоваться большой популярностью в силу большого времени в пути и нахождения пристаней в стороне от основных пассажиропотоков. Тратить почти час, чтобы добраться до памятника Петру I, в районе которого в часы пик сложно сесть на общественный транспорт (и до которого ещё нужно дойти), по меньшей мере нелогично.