Желание сделать безопасным не только своё жилище, но и подъезд дома, в котором вы проживаете, абсолютно естественно, т.к. это одна из основных потребностей человека. Именно поэтому сегодня так популярны во всей стране и мире домофоны.
Но что из себя представляют услуги домофонных компаний в Астрахани? Являются ли эти конторы такими белыми и пушистыми, какими хотят показаться? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в данном материале.
Идея написания статьи появилась после прочтения темы на региональном Интернет-форуме «Форум.Астрахань.Ру», где появилась жалоба от нескольких пенсионеров Кировского района на одну из компаний, устанавливающих домофоны. Но обо всём по порядку…
В один из дней несколько пенсионеров Кировского района решили навестить офис управляющей домофонами их подъезда компании, дабы выяснить, на каком основании компания собирает ежемесячную оплату за домофон, когда при этом домофон находится в крайне плачевном состоянии (не работает доводчик двери в течение года или двух). По пришествии в офис компании, женщины были встречены крайне холодно, вдаваться в их проблемы откровенно никто не хотел. От такого отношения жители Кировского района решили затребовать документы, на основании которых управляющая компания собирает с них деньги, но, к их удивлению, получили документы, которые они совершенно не подписывали. Данное обстоятельство вынудило пенсионеров заявить, что с этого дня они перестают перечислять деньги за домофон.
Но история на этом не закончилась.
Спустя некоторое время пенсионеры обнаружили, что их домофоны перестали работать (при этом домофоны остальных жителей подъездов работали исправно). Сразу стало ясно, что здесь постарались «домофонщики». Негодованию жительниц Кировского района не было предела.
Давайте попробуем разобраться, имеют ли «домофонщики» моральное и юридическое право на подобные действия? Могут ли они подвергать пенсионеров опасности, когда к ним в дом не смогут попасть ни скорая помощь, ни родственники без ключа? Как эти компании чувствуют себя после того, когда заставляют пенсионеров спускаться каждый раз к двери, чтобы вручную её открыть? Ну да это всё на их совести. И если её (совести) нет, то и спрашивать, и причитать тут бессмысленно.
Поэтому обратимся к юридической стороне вопроса.
На сегодня домофонные компании собирают, в среднем, 30 рублей в месяц с квартиры. Это примерно 450 рублей с подъезда в месяц, ~3600 рублей с дома в месяц. В год дом выплачивает «домофонщикам» порядка 43 тысяч рублей.
Возникает резонный вопрос: за что конкретно дом платит после установки домофона?
Как говорят сами «домофонщики», оплата происходит непосредственно за обслуживание и ремонт.
С юридической точки зрения домофон жильцами дома ВЫКУПАЕТСЯ, то есть является собственностью жильцов дома. Таким образом, вместе с дверью выкупается и функционал домофона — его возможность звонить в квартиру на телефонную трубку. Выключая такой функционал, «домофонщики» намеренно совершают противоправное действие, причиняя вред чужой собственности. Это можно квалифицировать уже по статье УК.
В ходе дискуссии на Форуме Астрахань.Ру выяснилось, что некоторые люди не совсем понимают то, чем занимаются «домофонщики» и за что они собирают деньги. Поэтому постараюсь прояснить данный момент. Домофон — собственность жильцов дома. Домофонная компания осуществляет РЕМОНТ домофона в случае его поломки. Электричество оплачивают сами жильцы. Для работы домофона компании не требуется никакое дополнительное оборудование на их стороне. Поэтому, например, сравнение с мобильной связью и отключением за неуплату некорректно, т.к. для работы мобильной связи нужен узел связи мобильного оператора, чего в случае с домофоном нет. Более уместна другая аналогия: например, вы купили видеокамеру в подъезд и подключили её к квартире. Должны ли вы платить за данный сервис? Конечно, нет, ведь вы купили работающее устройство, предоставляющее функционал видеосъемки, оплатили установку, наладку оборудования. Теперь устройство полностью принадлежит вам. Должны ли вы оплатить ремонт данного устройства в случае поломки? Да, должны, если нет гарантии. Но вправе ли компания, установившая вам оборудование, требовать с вас ежемесячно деньги за то, что вам поставили камеру? НЕТ! А вправе ли она испортить оборудование из-за неуплаты? Нет!
Единственное, что домофонные компании вправе делать, это отказать в обслуживании домофона жильцам подъезда. Но всё бы ничего, если бы данное обслуживание проводилось в принципе. Некоторые из домофонных компаний не ремонтируют домофоны вообще, а ремонт самих домофонов стоит таких мизерных денег, что получается, что эти компании просто купаются в золоте.
Самыми часто ломающимися деталями домофона являются магнит и доводчик. Данные детали стоят копейки по сравнению с той суммой, которую выплачивают жильцы. Допустим, доводчик ломается раз в 3 года вместе с магнитом. Еще раз в пять лет выходит из строя магнит. Получается, что в течение 10 лет на ремонт домофона компания затратит не более 5-7 тысяч рублей в то время, как ею с жильцов подъезда будет получена сумма в 54 тысячи рублей. Некоторые компании берут по 35-40 рублей с квартиры, и это значит, что за этот период подъезд выплачивает ещё больше.
Те жильцы домов, где с данной проблемой уже столкнулись давно, перешли на оплату непосредственно «по факту». Это означает, что когда домофон выходит из строя, вызывается специалист, проводит ремонт, и сумма выплачивается из накоплений ТСЖ. При этом ТСЖ не собирает ежемесячно суммы на оплату домофона, ибо получится перекладывание денег в другой карман, не более.
А теперь от частных рассуждений давайте перейдем к официальному мнению министерства регионального развития Российской Федерации по этому поводу:
Также:
"В ст. 29 Закона о защите прав потребителей чётко написано, что гарантийный срок на недвижимое имущество, к которому относится дверь с домофоном, составляет пять лет. В это время все поломки, если только их не устроили вандалы, должны устраняться бесплатно."
Думаю, комментарии излишни.
Домофонные компании пользуются тем, что жильцы домов юридически неграмотны, собирают миллионны рублей в год с домов Астрахани, при этом не только не имея на это юридического основания, но и не гнушась пользоваться «черными» схемами шантажа жильцов, приводя выкупленную ими собственность в нерабочее состояние.
Платить «домофонщикам» или не платить — каждый решит для себя сам. Кому-то просто лень искать себе на голову проблемы из-за 30 рублей в месяц (чем данные компании и пользуются), но, может, данный материал побудит какую-нибудь инициативную группу разобраться с проблемой раз и навсегда. По крайней мере, хотелось бы на это надеяться…